Развивающая предметно - пространственная среда:
Одно из самых важных условий воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении-правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих группу.Это прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть.Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС.
При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Развивающая предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.
Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.
Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.
Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.
Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
Центр строительно-конструктивных игр |
Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома |
В данном центре находятся: строительные наборы; Фигуры животных; Конструктор разных размеров и форм и материалов; Схемы построек; Природный материал |
Центр физического развития |
Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол). |
В центе физического развития находятся: Мячи большие, средние, маленькие Обручи Флажки Мешочки для метания Скакалки Кегли Дорожки здоровья Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
|
Центр речевого развития |
Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений. |
В группе имеются : игры по развитию речи дошкольников, игры способствующие повышению качества речевого развития дошкольников, развитию их творческих способностей картотеки игры на поддувание. |
Центр природы и экспериментирования |
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. |
В центе природы находятся: Календарь природы; Картотека опытов, экспериментов; Настольно-печатные игры по экологии; Природный материал; Сыпучий материал; Емкости разной вместимости; Комнатными растениями; Лейки, опрыскиватели; Макет аквариума, леса; Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации). |
Центр математики | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. |
В центе математики для умственного развития имеется: Раздаточный и счетный материал, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур. |
Центр патриотизма |
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. |
В центре патриотизма представлены: Символика нашей страны Фото книги по городам России Карта России Глобус Презентации, виртуальные экскурсии «Города России», «Город в котором я живу» Книги по истории города, России. |
Центр музыкального развития |
Способствовать формированию интереса к музыке. Знакомить с музыкальными инструментами. Учить играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. |
В центре музыки имеется: Детские музыкальные инструменты: металлофон, трещотки, ложки, бубен большой, дудочка колокольчики, бубны, барабаны, погремушки., пособия: портреты композиторов, элементы костюмов, атрибуты к музыкально – дидактическим играм. |
Центр сенсорики и моторики |
Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.). Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету). |
Шнуровки, замочки, застегивание пуговиц, мозаики, кубики, конструкторы, настолько-печатные игры, |
Центр книги |
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников. |
В данном центре представлены: книги в соответствии с программой, загадки, портреты авторов (поэтов и писателей), Сюжетные картинки, Схемы для заучивания стихотворений, Схемы для пересказа произведений, Мнемотаблицы, сезонная литература, тематические альбомы, книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки, магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок). |
Центр творчества |
Формировать творческий потенциал детей. Формировать эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческое способности, самостоятельность, активность. Развивать интерес к изодеятельности, искусству. |
В центре творчества: белая бумага, разного формата и фактуры цветной картон, восковые мелки, карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, кисти, Ножницы, Палитра, Формы для лепки, трафареты, образцы для рисования, пластилин, доски, стеки, бросовый и природный материал для художественного труда, схемы смешивания красок, Картины известных художников, Раскраски по темам. |
Центр театра |
Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр. Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения. Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения). Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.). Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов. Рассказывать детям о театре, театральных профессиях. |
Кукольный театр. Настольный театр. Пальчиковый театр. Театр с игрушками Бибабо. Театр картинок. Маски персонажей и костюмы. Декорации и ширма. Картотеки театрализованных игр. |
Центр игры |
Развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения. |
Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Почта», «Магазин» « Больница», «Парикмахерская», «Семья». |
центр дежурства |
Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. |
В центе дежурства находятся: Фартуки и колпаки для дежурства Фотографии детей Стенд «Я дежурю» |